Вагонка представляет собой длинную строганую доску и считается одним из популярных обшивочных материалов. Такая востребованность объясняется экологической чистотой материала, простотой монтажа и невысокой ценой.
Сорт вагонки определяют уже после изготовления, так как материалы разных сортов производятся на одном и том же оборудовании по одинаковой технологии. Позже вагонку сортируют в зависимости от наличия сучков, синих пятен, трещин, непрострогов и смоляных карманов.
Для определения сорта вагонки принято использовать европейский стандарт типа DIN, но некоторые производители пользуются разными ГОСТами и собственноручно разработанными ТУ, поэтому так легко ошибиться при покупке и так важно смотреть не только на маркировку, но и на качество самого материала.
Как правило, евровагонка делится на четыре сорта (класса). Умение разобраться в тонкостях подобного разделения позволит выбрать оптимальный и экономичный вариант для строительства и ремонта.
Таким образом существуют следующие сорта вагонки: сорт «экстра» (он же «премиум», он же «высший»), класс А (первый сорт), класс В (второй сорт), класс С (третий сорт).
Вагонка класса «Экстра»
Полотно «Экстра» зачастую получают путем сращивания, что позволяет получить идеальный продукт. Такая доска характеризуется полным отсутствием каких-либо дефектов и царапин. Этот сорт не зря называется элитным — он не содержит ни трещин, ни сучков, ни сколов. Зачастую вагонка класса «Экстра» легко фиксируется, не нуждается в подгонке и покрыта защитным лаком.
Вагонка класса А
Строгие требования к классу А позволяют ему иметь несколько изъянов: допустимы мелкие несквозные трещины, входящие в торец доски, сучки не более 1 см в диаметре (не больше одного на погонный метр). Характерны для этого сорта сквозные трещины, выпадающие сучки, отсутствие гнили, синевы и черных точек. Незначительные дефекты могут быть только на тыльной стороне. Класс А следует осматривать визуально, так как этот класс одних производителей может быть лучше категории «Премиум» у других.
Вагонка класс В
Второй сорт (Класс В) отличается наличием видимых дефектов: сколов, вмятин, трещин. По условию их размер не должен превышать 5 см на 1 погонный метр. Здесь допустима непрострожка на торце (в замковой части), не мешающая монтажу, встречаются синева и возможна гниль (до 10%), а также смолы, сердцевина и червоточина не более трех на погонный метр. Диаметр сучков может достигать трети ширины ламели, их количество не ограничено. Могут также быть в наличии вскрытые карманы, небольшие сквозные трещины. Большинство дефектов вагонки второго сорта заводского характера. Этот класс самый бюджетный и доступный.
Вагонка класса С
Класс С — это сорт наиболее низкого качества. Поэтому он самый доступный в ценовом диапазоне. Применяется этот вид вагонки преимущественно для черновых работ или подсобных помещений. Для устранения явных дефектов требуется окрашивание и подгон. К дефектам можно отнести сквозные трещины, выпадающие сучки, сколы, сердцевина, остатки коры, занимающие достаточно большую площадь.
Технические условия на евровагонку согласно европейскому промышленному стандарту DIN 68126 / 86
Сфера использования
Только вагонка класса С не допускается для финишной отделки. Материал других классов имеет практически одинаковые эксплуатационные свойства, а выбор зависит только от личных предпочтений. Не всем нравится вагонка класса экстра, так как она выглядит безликой и скучной. Для лицевых отделочных работ класс Экстра, А и B подходят в равной мере.
На сайте компании «Альфа-лес» вы можете заказать евровагонку различных сортов из сосны, лиственницы, осины, липы и кедра.